Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.
Методические рекомендации по разработке уроков в соответствии с требованиями ФГОС.
Методические рекомендации по разработке уроков в соответствии с требованиями ФГОС.
Стремилова С.А,
зам.директора по УВР, учитель, математика,
МБОУ «СОШ № 42».
Введение
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же у многих педагогов образовательных учреждений СПО и НПО они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
Табл.1 Отличия традиционного урока от урока по ФГОС
Требования к уроку |
Традиционный урок |
Урок по ФГОС |
Объявление темы урока |
Преподаватель сообщает учащимся |
Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач |
Преподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование |
Преподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся |
Под руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля |
Преподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы |
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции |
Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся |
Преподаватель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока |
Преподаватель выясняет у учащихся, что они запомнили |
Проводится рефлексия |
Домашнее задание |
Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей |
Как подготовить современный урок?
«Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее добывать»
А. Дистервег
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у обучающихся искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Типы уроков
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:
1) уроки «открытия» нового знания;
2) уроки рефлексии;
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.
Сформулируем основные цели урока каждого типа.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
1) предъявление контролируемого варианта;
2) наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
3) сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;
4) критериальную оценку результата сопоставления.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
1) написание учащимися варианта контрольной работы;
2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов.
Рассмотрим подробнее первый тип урока - урок «открытие» нового знания.
Структура урока «открытия» нового знания
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
1.Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
3) установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
2.Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построения нового способа действий.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
1) воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
2) активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
3) актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
4) попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
5) зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
3.Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:
1) проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
2) зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
3) соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
4. Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
1) в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
2) предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
3) выбрали способ построения нового знания [как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
4) выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
5.Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Для реализации этой цели учащиеся должны:
1) на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
2) при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
3) применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;
4) зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи;
5) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
6.Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.
7.Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
Для этого необходимо:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
4) для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
8.Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Для этого нужно:
1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
2) организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;
4) при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Алгоритм проектирования урока с точки зрения требований новых ФГОС
Первое:
- четко определить и сформулировать для себя тему урока;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
Второе:
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. При формулировке целей они определяются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. В традиционном подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет. Наглядное представление о принципиальной разнице между двумя группами формулировок дает следующая таблица:
Табл.2 Слова-ориентиры для определения целей урока
Традиционный подход |
Компетентностный подход |
Понимать требования |
Научить формулировать цели |
Знать (сформировать знание о…) |
Сформировать потребность в знаниях (видеть проблемы) |
Научить работать с различными источниками знаний |
Научить выбирать источники знаний |
Систематизировать |
Научить систематизировать |
Обобщать |
Научить выявлять общее и особенное |
Научить выполнять определенные действия (сформировать умения) при решении задачи |
Научить выбирать способы решения задачи |
Оценить |
Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке |
Закрепить |
Модифицировать, перегруппировать, научить применять |
Проверить |
Научить приемам самоконтроля |
Проанализировать (ошибки, достижения учащихся) |
Сформировать способность к самооценке |
Третье:
1. Спланировать учебный материал
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям.-
3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".
4.Составить три набора заданий:
- задания, подводящие учащегося к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учащимся;
- задания, способствующие закреплению материала учащимся.
Четвертое:
Выяснить, над какими конкретно умениями в настоящий момент необходимо работать учащимся. Здесь необходимо четко представлять, какие универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока. При правильной организации деятельности учащихся на уроке формируются: на этапе объявления темы урока - познавательные, общеучебные, коммуникативные учебные действия, на этапе сообщения целей и задач – регулятивные, целеполагания, коммуникативные и т.д.
Данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока формируются какие метапредметные результаты.
Табл.3. Формирование универсальных учебных
действий на каждом этапе урока
Требования к уроку |
Урок современного типа |
Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока |
Формулируют сами учащиеся (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы) |
Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач) |
Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует) |
Регулятивные планирования |
Практическая деятельность учащихся |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) (преподаватель консультирует) |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля |
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) (преподаватель консультирует) |
Регулятивныеконтроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (преподаватель консультирует, советует, помогает) |
Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Оценивание учащихся |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(преподаватель консультирует) |
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока |
Проводится рефлексия
|
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Пятое:
Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
Шестое:
Разработать структуру урока. Например, структура урока введения нового материала имеет следующие этапы:
- мотивационно-целевой;
- процессуальный;
- рефлексивно-оценочный
Седьмое:
Определить способ оценки результатов урока и рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.
Спланировать контроль над деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля
Задание ученикам по рефлексии их деятельности должно помочь им найти ответы на ряд вопросов: «Что мы сегодня делали? Для чего это необходимо? Каков главный результат? В чем состоит приращение знаний по данной теме? Благодаря чему оно произошло? Какие возникли вопросы по теме? и т.п.»
Восьмое:
Разработать домашнее задание, ориентированное на создание учащимися образовательных продуктов, объективирующих их личностные приращения как результат урока. При этом к домашнему заданию предъявляются те же требования, что и к оценочным заданиям в ходе урока: оно должно быть комплексным, предоставлять возможность обучающимися по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов.
Девятое:
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски.
Рассмотрим пример применения системно-деятельностного подхода при формировании предметных знаний на примере урока алгебры.
Аннотация: Урок по теме "Свойства числовых неравенств" для учащихся 8 класса призван открыть новые знания учащихся по данной теме в ходе групповой, коллективной и индивидуальной форм работы, также развивать у учащихся активность, умение наблюдать, выдвигать гипотезы, анализировать, обобщать и работать в команде.
Цель урока: изучить теоремы, выражающие свойства числовых неравенств; формировать умения применять теоремы-свойства при решении задач используя системно - деятельностный подход в обучении. Урок соответствует рабочей программе базового уровня.
Тип урока по ФГОС:
Урок открытия «нового» знания.
Цели урока согласно стандартам
Цели личностного развития:
Развитие логического и критического мышления, культуры речи;
Воспитание качеств личности, обеспечивающих способность принимать самостоятельные решения;
Формирование качеств мышления, необходимых для дальнейшего обучения.
Цели метапредметного развития:
Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики.
Цели предметного развития:
Сформулировать свойства числовых неравенств;
Сформировать умения применять теоремы-свойства при решении задач;
Усилить практическую направленность;
Создание фундамента для математического развития.
Цели коммуникативного развития:
Учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве;
Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
I. Организационный момент.
II Самопроверка Д/З
III. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности: Слайд 2
Устная работа (вывести на доску через мультимедийный проектор Слайд 3(5 мин)).
Самопроверка: Слайд 4
IV. Постановска учебной задачи.
Этап целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
( Основные задачи учителя:
Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
Овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
Формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения.)
Совместите начало записей свойств неравенств в столбце А с их завершением в столбце В. Слайд 5
Используя имеющиеся знания учащиеся могут соотнести записи №1 и №2,с №3 возникает спорная ситуация, №4,5,6 соотнести не получается, так как не хватает знаний.
После того, как учащиеся зафиксировали причину затруднения, учитель просит
сформулировать цель урока.
V. Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания).
Основные задачи учителя:
Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
Воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
Формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
Формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
Овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов;
Формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь.
Работа над открытием нового знания (работа в малых группах - каждый ряд получает своё задание, работа осуществляется с помощью учебника, по окончании работы учащиеся должны сделать выводы и соотнести все шесть записей таблицы)
( 15 -20 мин))
1. «Открытие» свойств числовых неравенств.
Работа в группах по рядам
1-я г р у п п а – арифметический блок.
З а д а н и е 1. Сравните числа:
а) 6,1 и 2,5; 2,5 и 6,1;
б) – 3 и 4; 4 и –3;
в) 1,08 и 1,005; 1,005 и 1,08.
В ы в о д:
Если а>b, то b … а.
Если а<b, то b … а.
З а д а н и е 2. Сравните числа:
а) 2,4 и 7,8; 7,8 и 8,7; 2,4 и 8,7;
б) –1,6 и –1,27; –1,27 и –1; – 1,6 и –1;
в) –0,8 и 3; 3 и 2,1; –0,8 и 2,1.
В ы в о д:
Если а<b и b<с, то а … с.
З а д а н и е 3. Сравните:
а) 2,4 и 3,7; 2,4 + 7 и 3,7 +7;
б) 1,12 и 2,7; 1,12 – 12 и 2,7 – 12;
в) –5 и –1; –5 + и –1 + .
В ы в о д:
Если а<b, то а + с … b + с.
З а д а н и е 4. Сравните:
а) 10,9 и 2,1; 10,9 ∙ 3 и 2,1 ∙ 3;
б) 0,12 и 3; 0,12 ∙ 1,2 и 3 ∙ 1,2;
в) 0,09 и 0,009; 0,09 ∙ 10 и 0,009 ∙ 10.
В ы в о д:
Если а<b и с> 0, то ab … bc.
Сравните:
а) 10,8 и 15,41; 10,8 ∙ (–3) и 15,41 ∙ (–3);
б) 0,27 и 13; 0,27 ∙ (–4,9) и 13 ∙ (–4,9);
в) 0,01 и 0,001; 0,01 ∙ (–10) и 0,001 ∙ (–10).
В ы в о д:
Если а <b и с< 0, то ab … bc.
2-я г р у п п а – геометрический блок.
З а д а н и е 1. Если а правее b, то b … а (а >b, то b … а).
З а д а н и е 2. Если а левее b и b левее с, то а … с.
З а д а н и е 3. Если а левее b и с – любое число, то а + с … b+c.
З а д а н и е 4. Если а левее b и с – положительное число, то ас … bc.
Используя рисунок, заполните пропуски так, чтобы получились верные утверждения.
Так как 2 < 3, то 2 · 100 … 3 · 100.
Так как 2 < 3, то 2 · 0,01 … 3 · 0,01.
3-я г р у п п а – практический блок.
З а д а н и е 1. Если а тяжелее b, то b … а (а >b, то b … а).
З а д а н и е 2. Если а легче b и b легче с, то а … с.
З а д а н и е 3. Если а легче b и с – любое число, то а + с … b+c.
З а д а н и е 4. Если а легче b и с – положительное число, то ас … bc.
2. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Формулировка теорем, выражающих свойства числовых неравенств. Слайд 6
Теорема 1:
Если a > b, то b < a. Если a < b, то b > a.
Теорема2:
Если a < b и b < c, то a < c.
Теорема 3:
Если a < b и при этом c – любое число, то a + c < b + c.
Теорема 4:
Если a < b и при этом c – положительное число, то ac < bc.
Если a < b и при этом c – отрицательное число, то ac > bc.
Следствие:
Если a и b – положительные числа и a < b, то 1/ а >1/ b
3. Прочитать правило (формулировку теоремы 4) на с. 158 учебника. Обратить внимание на важность знания этой теоремы для решения неравенств с одной переменной.
4. Рассмотреть на конкретном примере следствие из теоремы 4 на с. 158.
Совместите начало записей свойств неравенств в столбце А с их завершением в столбце В. Слайд 7
1а - 4в 4а - 3в
2а - 6в 5а – 1в
3а – 5в 6а – 2в
VI. Включение в систему знаний и повторения.
1. № 746, № 748
Эти упражнения на применение теорем 1 и 2. При решении следует выполнять как построение координатной прямой с точками (геометрическая интерпретация), так и запись соответствующих числовых неравенств.
2. № 749(а, в), № 750 (б, г), № 751 (а, в, е).
Р е ш е н и е
№ 749.
а) a – 3 >b – 3; a – 3 + 3 >b – 3 + 3; a>b (поТ3).
a>b и b> 4, то a> 4 (по Т2). Значит, a и b – положительные числа.
в) 7a> 7b; 7a : 7 > 7b : 7; a>b (поТ4).
a>b и b>, то a> (по Т2). Значит, a и b – положительные числа.
№ 750.
б) 5 > –3; 5 – 2 > –3 – 2; 3 > –5.
5 > –3; 5 – 12 > –3 – 12; –7 > –15.
5 > –3; 5 – (–5) > –3 – (–5); 10 > 2.
г) 15 > –6; 15 : 3 > –6 : 3; 5 > –2.
15 > –6; 15 : (–3) < –6 : (–3); –5 < 2.
15 > –6; 15 : (–1) < –6 : (–1); –15 < 6.
№ 751.
а) a<b; a + 4 <b + 4;
в) a<b; 8a< 8b;
е) a<b; a : (–1) >b : (–1); –a > –b.
Самостоятельная работа, формирование адекватной самооценки и самоконтроля.
Тестовая работа выполняется теми учащимися, которые справились с предыдущим заданием, остальные выполнят этот тест на следующем уроке. Приложение 1.
VII. Рефлексия деятельности.
Итоги урока.
Вопросы учащимся:
– Сформулируйте основные свойства числовых неравенств.
– Если к обеим частям верного неравенства прибавить отрицательное число, получится ли верное неравенство?
– Можно ли обе части верного неравенства домножить на отрицательное число, чтобы получилось верное неравенство? Какое ещё условие необходимо соблюсти?
– Если a<b и b> 4. Можно ли утверждать, что a> 4?
Домашнее задание: 1. № №747, 749, 751. Слайд 8
2. Разобрать доказательство четырёх теорем согласно пункту учебника.
Рефлексия: Слайд 9
Учитель: У каждого из вас на столе лежат карточки. В своем листе самооценки поставьте номер того утверждения, которое близко вам.
Карточка с №1: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”.
Карточка с№2: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.
Карточка с №3: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов”.
Лист самооценки |
||||||
Ф.И. |
||||||
|
Д/З
|
Самостоятельная робота |
Работа в группе «открытие нового знания» |
Формирование умений |
Итог |
Рефлексия № |
Оценка |
|
|
|
|
|
|
Литература:
- Жохов В.И, Макарычев Ю.Н, Миндюк Н.Г " Алгебра : 8-й класс : дидактические материалы: Просвещение, 2012
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра 8 - М.: Просвещение, 2011
- Математика, 8 класс, Задания для обучения и развития, Тетрадь , Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю., 2012.
- Макарычев, Ю. М. " Алгебра : 8-й класс : дидактические материалы: Просвещение, 2016
Заключение.
Урок сегодня - это:
1. организованная учителем активная познавательная деятельность учащихся.
- учебное сотрудничество;
3. активные и интерактивные формы работы;
4. самостоятельность и самодеятельность ученика (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов);
- хорошо спланированная организаторская роль учителя (консультант);
- реализация ТЦУ урока (развитие, обучение, воспитание),
а ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Список использованной литературы
- Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
- Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.
- Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология./ М.: Народное образование, 2011 г.
- Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны /Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010 г. - № 2.
- Лукьянова М.И. и др. Личностно-ориетированный урок: конструирование и диагностика. Учебно-методическое пособие/ Под ред. М.И.Лукьяновой. – М.: Центр педагогический поиск, 2009 г.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г.
- Штурбина Н.А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность / М.: Чистые пруды, 2010 г.
- Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.